Прямым смешанным сообщением в грузоперевозках называется особый процесс доставки груза, когда для его перевозки используется два вида транспорта и один общий пакет документов. Железнодорожно-водное сообщение как вид перевозки груза имеет ряд особенностей.
Если во время передачи груза из вагона с железной дороги на речной или морской транспорт или, наоборот, возникает вопрос о дополнительном взвешивании груза, то для этого используются весы принимающей стороны. То есть либо весы – собственность порта, либо железнодорожные весы.
В обязательном порядке должен быть составлен специальный акт, подписанный всеми ответственными участниками процесса грузоперевозки, в случае, когда выявлен факт порчи или недостачи товара. В дальнейшем при заполнении остальных перевозочных документов в них прописывается номер этого акта и дата, когда он был составлен.
В случае, когда происходит передача груза от речного перевозчика под ответственность железнодорожного, то к основной грузовой накладной составляются дополнительные перевозочные ведомости. Главным документом остается судовая накладная, которая должна находиться в вагоне с перевозимым грузом.
Во избежание недоразумений и проблем, и чтобы была видна связь между основными грузовыми документами и составленными к ним дополнительными, пишутся их списки. Эти списки, которые составляют работники порта, обычно готовы уже до начала процесса отгрузки товара из порта на железную дорогу. Списки составляются в пяти экземплярах, три из которых передаются на станцию перевалки, как правило, до начала отгрузки.
Заведомо успешный процесс грузоперевозки невозможен без соблюдения единого технологического процесса. Он подразумевает собой слаженную и последовательную работу всех причастных к грузоперевозке организаций и их работников, а также применение автоматизированных систем управления на протяжении всего процесса передачи товара с речного транспорта на железнодорожный. Эти системы в основном служат для контроля разгрузки и погрузки товара.
Использование электронно-вычислительных машин при прямых смешанных железнодорожно-водных перевозках позволяет соблюдать график текущих и планируемых отправок.